Цветовая триада древних.

Чёрный, как цвет первоначала, сохранит свою значимость до конца эпохи средневековья.

А пока он подкрепляется символическим значением, связанным с появлением мифологии и культа, политико-экономическим и социальным развитием общества. И, минуя период отождествления чёрного цвета с силами тьмы, формируется 3-единая концепция первичных цветов-символов: чёрный, белый, красный.

  Красный, как символ жизни и крови, наиболее ярко проявлен в культуре Древнего Египта, где чёрный цвет символизирует и изображает Нил, разливающийся в определённое время и покрывающий поля плодородным чёрным илом, а в противовес ему красный – цвет бесплодной, умертвляющей пустыни. Таким образом, чёрный становится символом силы природы, плодородия и судьбы.

И цветом жертвы ради жизни (как «умирает» и «воскресает» вновь почва для посевов в определённый сезон – миф об Осирисе в Древнем Египте, изображаемом с чёрным (зелёным) лицом (в искусстве древних чёрный, синий и зелёный равнозначны и неотличимы по смыслу). То же самое можно сказать о цвете жертвенных животных в народных ритуалах – чёрные быки, петухи, бараны передавали свою мощь и жизненную энергию желаемому.

  Возвращаясь к триаде древних: чёрный, белый, красный, можно провести некоторые параллели в истории разных культур, но объединённые символикой цвета. Символичное звучание каждого из цветов и их триединство раскрывает духовный мир человека в дописьменную эпоху. Обряды, верования, устройство быта и формирование социальных групп – всё интерпретируется с помощью языка, в том числе и языка изобразительного. Сказки, легенды, орнаментика, декор одежды и предметов быта, народные песни и образы, связанные с культом – всё окрашивается строго канонически, каждый образ прочно вплетён в символическую структуру. Особенно ярко выражена цветовая триада древних в искусстве фольклорного орнамента, например, в вышивке.

Академик Б.А.Рыбаков так сказал об этом: "Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте, как в древних письменах, отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы". Чёрные ромбы с точками внутри на белом фоне, широкие горизонтальные и вертикальные чёрные полосы – засеянное поле, над ним красные птицы, рядом красные кони и стилизованные человеческие фигурки – живые герои. Всё это - прямая иллюстрация «нави» (мёртвое), «прави» (мечта, сон) и «яви» (ясное, знакомое) – трёх сторон мира в славянской мифологии.

  Та же цветовая символическая модель лежит в основе народной росписи, например, мезенской традиции – по светлому фону бегут красные кони и олени на длинных чёрных ногах, а под их копытами чёрно-красные солярные знаки, тонкие чёрные стебли растений, изящные чёрные ветви сосен, плотная и густая чёрная почва с затаившимися в ней семенами будущих всходов. Летят над конями красные утки в окружении лёгких чёрных завихрений облаков, звёзд и спиралей – символов космической энергии, жизненного лабиринта, вечного вселенского движения. И здесь чёрный – символ этой глобальной Вечности, всеобъемлющий цвет бесконечного и мудрого Кода Жизни.

  Те же смыслы через цветовые маяки переданы читателю/слушателю в народной европейской сказке «Красная шапочка», позже художественно обработанной Шарлем Перро и братьями Гримм. Маленькая девочка в красном головном уборе – символ человеческой жизни и существования людей в целом – отправляется в путешествие через тёмный (чёрный) лес, символ земного пути и природы сущего, в котором живёт чёрный же волк.

В её корзинке белое содержимое (суть поклажи варьируется в разных странах: свежая рыба в Италии, головка молодого сыра в Швейцарии, горшочек масла во Франции). Это благодать высших сил и своеобразный амулет. Интерпретаций и вариаций сказки существует масса, но каждая из них опирается на устоявшуюся цветовую символику, где чёрный цвет если не доминирует, то связывает все элементы повествования в единую историю.

  Ссылаясь на работы историка VI века Иоанна Лида, применительно к распределению социальных групп (классовых, демографических, профессиональных) римского народа в начале своего существования, можно смело выделить различия в цвете их одежды. И это всё те же 3 основных цвета, символически привязывающие человека к специфике его деятельности. В белое одевались молящиеся, в красное – воины, в чёрное – люди труда.

Небо, кровь и земля отразились в связанной с ними профессиональной «спецодежде». Позже, изменяя своё назначение в бытовом плане и смещая смысловые акценты, в европейской культуре одежда чёрного цвета будет служить облачением для людей самых важных и статусных профессий – юристы, врачи, священники. Но об этом позже.

  В работах современных художников древняя триада цветов встречается довольно часто, причём традиционно среда остаётся белой, чёрный цвет – рисующий, красный – акцент. Но здесь имеет значение не только качество каждого их оттенков (вариативность цветов по 3 основным характеристикам), но и количество каждого из цветов в контексте одной работы или серии. Нередко красный заменяется бежевым (мягкая альтернатива, обусловленная тематикой или стилистикой) или золотым.

Наглядным примером такого подхода к работе с цветовой триадой древних в современном искусстве служат работы австралийского художника Sebastian Ciuciu. Смелые эксперименты с фактурами, формами и чувство цвето-тонального равновесия делают его объекты особенно интересными, а количественное равновесие локальных ахроматов и золота выверяются предельно ювелирно. Сами фактуры (особенно фактуры чёрного) задают смысл беспредметным композициям, создавая выразительные ассоциации.

С теми же задачами работала и я сама в графической 12-частной композиции «Падение в белый/падение вверх», демонстрируемом на одноимённой выставке в 2022 году в Учебном театре ЕГТИ (Екатеринбург). Доминирующий белый, как творческий вакуум; рисующий чёрный, как созидающая реальность и капля золотого, как награда за смелость и риск. Подробно об этих работах я писала ранее: https://kryukovaeka.com/blog/proekt-padenie-v-belyjpadenie-vverh – о полиптихе; https://kryukovaeka.com/blog/o-vystavke-padenie-v-belyj-padenie-vverh – о выставке.

Если вам понравилась статья, сделайте следующее:

1. Поставьте "Лайк".

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге, с указанием обратной активной ссылки.

3. Покупайте у нас работы Екатерины Крюковой.