Мой чёрный. Начало.

  Изучению чёрного цвета я посвятила очень много времени. Ещё до серьёзного увлечения печатной графикой чёрный оказался ведущим цветом в моей творческой практике: рисунки графитом и живопись маслом равнозначно требовали выразительного светлотного контраста для полноты впечатления от создаваемой изобразительности.

А детские эксперименты с чёрным, меняющим текстурное состояние от сияюще-глянцевого до бархатно-матового при высыхании краски, и запрет академической школы на использование чёрной краски в учебных работах только разожгли интерес и любовь к этому цвету. Создавая на практике серии монохроматических и ахроматических работ тушью и акрилом, придавая цвету и изобразительной форме разное эмоционально-чувственное звучание, вызывая характерные и необычные ассоциации при помощи фигуратива и абстракции, я всё больше уходила в работу с чёрным, как в увлекательное путешествие.

Параллельно с практикой (графикой и живописью), появлялись собственные небольшие заметки, теоретические обоснования и просто мысли по поводу, которые мне захотелось зафиксировать в виде текстов. Ими буду делиться здесь по мере возможности.

  Проблема чёрного в изобразительном искусстве не нова и, более того, несколько банальна. Чёрный, как один из основных цветов древней триады, наряду с красным и белым (не берём в расчёт охры и все земли, как основные оттенки палитры первобытных живописцев), есть первооснова сущего, сакральный элемент мыслимого и претворяемого в виде изобразительности бытия художника древности. Чёрные картины Гойи – великолепный концентрат негативных ассоциаций и символ самых низменных, страшных и ужасающих чувств, мыслей и эмоций.

И, наконец, «Чёрный квадрат» Малевича, как икона русского авангарда, казалось бы ставит мощную точку в структуре смыслов чёрного и его изобразительно-выразительных возможностях. Но поколение за поколением художники вновь возвращаются к раскрытию новых семиотических пластов и эстетических парадигм через чёрный цвет в контексте времени, культуры, конкретного пластического решения и т.д.. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений искусства, созданных современными художниками, и проводя некоторые параллели и аналогии с наиболее яркими и знаковыми явлениями мировой художественной культуры.

Искусство древних.

  Первобытный человек вынул из костровища кусок угля и нанёс изображение на освещённую огнём стену – чёрным по светлому. Древний гончар процарапал на глиняном сосуде линии и точки – в свете солнца вглубь бороздки залегли тени – тёмное на светлом. Средневековый мастер вырезал на каменной ограде виноградную лозу – она отбросила резкие тени, подчеркнув объёмность и детали – на светлом – тёмное. Монах, разведя чернила из сока растений водой, нанёс буквы и изображения святых на пергамент – чёрное по белому. Мастерица-швея вышила орнамент на подоле одежды – чёрной нитью по отбелённому полотну. Печатник оттиснул накатанную краской форму на листе бумаги – чёрным по белому.

  Чёрный создал явное: он обнаружил элементы действительности в пустоте и зафиксировал зримое, чувствуемое, обдуманное художником. Чёрное помогло образу выразиться в конкретной форме и стать зримым. Чёрное предопределило само существование среды и элементов, её населяющих. Оно дало развитие изобразительности вообще и стало началом творческого единения и противопоставления первичных цветов и философии, связанной с ними.

  Чёрный – цвет основной, вмещающий в себя все другие цвета. Ссылаясь на теорию цвета Отто Рунге, который расположил чёрный и белый по полюсам цветовой сферы, а хроматические цвета по её экватору, можно предположить, что затемнение и высветление хроматических оттенков соответственно высвечивает (гасит) и затемняет (уплотняет) любой цвет спектра, делая его более или менее заметным на чистом белом поле – картинной плоскости. И для художников древности светлота имела первичное значение по отношению к насыщенности или цветовому тону, двух других основных свойств цвета.

Не владея полноцветной палитрой хроматических оттенков, создавая изображение-символ, изображение-знак, мастер на заре истории искусств выполнял свою прямую работу – трансформировал мысли в образы, выраженные языком графики. Цвет в ней не имел значения, в первую очередь нужно было создать основной контраст: живого и неживого, предмета и среды, формы и пространства. И это был контраст чёрного и белого, причём роль чёрного в этом случае, мог выполнять любой хроматический цвет, контрастирующий с цветом основы. Примером может служить искусство татуировки, существующее по сей день и развивающееся во времени от классического ахромата до гиперреалистичного полноцветного изображения, стилистически и технически разнообразного.

  Таким образом чёрный вобрал в себя представление о всех хроматах сразу. Этот базовый цвет сделал творчество возможным и породил всю возможную изобразительность. Даже белое стало возможным благодаря чёрному, на контрасте с ним, в противовес ему. Хороший пример - искусство народности Догоны, ритуальные маски которой раскрашены в чёрные и белые сегменты. Именно такой сильнейший контраст делает максимально заметными главных участников церемонии, где бы они ни находились (на фоне пейзажа, в помещении, перемещаясь из одной локации в другую, в окружении ритуальных объектов).

А цвета – символы света и тени – делают укрывшегося за такой маской человека заметным как в светлое, так и в тёмное время суток, при естественном, искусственном, смешенном освещении и даже совсем без него. Так белый становится антиподом и взаимодополняющим чёрному цвету. Так появляются изображения, созданные в негативном ключе (светлые линии, точки и пятна на тёмном, например, рисунки в пустыне Наска). В этом случае чёрный и белый меняются местами, сохраняя свою суть: предмет и фон – максимально контрастные проявления одного бытия, они равны по силе и значению и способны выполнять функции друг друга при необходимости (в тёмном пространстве пещеры или на большом открытом пространстве пустыни светлое на тёмном выглядит выразительнее).

  На этом этапе истории искусства и восприятия цвета и в этом смысле чёрный равен белому. Смысл имеет только сам контраст, а не символика цвета: предмет-фон, объект-среда, форма-пространство. Важно качество силуэта, ритм и конфигурация изобразительных элементов в картинной плоскости или окружающем объект поле.

  Как новорожденный до 1,5 месяцев не различает цвета и видит всё расплывчато, а затем постепенно начинает различать тёплые (красный и жёлтый) и учится фокусировать зрение на характере пятна, древний художник проходит тот же путь в изобразительном искусстве. Максимально сильный тональный контраст – чёрное на белом – усиленный лаконичным силуэтом, интенсивностью тона и однородностью наполнения пятна тоном для него наиболее близок и понятен. Для первобытного мастера важен сам изображаемый предмет или объект: фигуры людей и животных, ритуальные символы или связанные с культом элементы.

В этом смысле среда для него как бы перестаёт существовать, она не имеет значения. А желаемое и значимое проще всего изобразить при помощи чёрного цвета. Таким образом, реальное (пусть даже в воображении художника) в искусстве древних окрашивалось в чёрное. В этом можно заметить и акцентировать некоторую первичность восприятия и значимости чёрного по отношению к белому и всем другим цветам в последующие историко-культурные периоды.

Сначала был чёрный.

  Потом он обогатится символической, образной, эмоциональной, религиозной, технической и другими нагрузками, приобретёт массу значений и смыслов, принципов и условий использования, но всё равно останется самым мощным средством для выражения творческой идеи, первичным и предельно простым средством, идеально транслирующим мыслительный импульс из сознания художника при помощи пластической выразительности идеи через руку на лист бумаги.

Всё начинается с чёрного: эскиз, текст, линия, пятно. Именно чёрный создаёт тот визуализированный энергетический заряд, вокруг которого начинает закручиваться всё то, что описано в книгах по теории искусства, то, что относится к понятию формы выражения. И именно здесь, на этапе зарождения чёрного, завязывается основной узел, объединяющий форму и содержание в изобразительном искусстве. Ведь заданный художником визуальный импульс - ни что другое, как самая ясная и очевидная форма основной идеи изображаемого.

Если вам понравилась статья, сделайте следующее:

1. Поставьте "Лайк".

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге, с указанием обратной активной ссылки.

3. Покупайте у нас работы Екатерины Крюковой.