Эта большая работа задумывалась, как часть выставочного проекта, связанного с противопоставлением телесности и духовности человеческой природы.
Я очень много работаю над темой тела, и над выражением устремлений, чувств и мыслей человека, через телесную пластику. И рано или поздно я должна была прийти к решению более простому, более абстрактному, как раз внутренней сути человеческой. Когда я планировала эту выставку, связанную с гармонией духовного и телесного, в человеке, само собой, решились отдельные композиции с использованием абстрактных форм.
И, конечно, планируя показать эскизные решения, планируя показать чистый фигуратив на выставке, я, разумеется, должна была его уравновесить абстракцией. Какая она будет, и что она будет из себя представлять. Идея родилась в процессе создания самого проекта, в процессе осмысления самого проекта, этот большой фриз уравновешивал логически, технически, образно фриз, фигуративный.
И, кроме того, он существует как отдельно взятое произведение, может выглядеть самостоятельно и экспонироваться тоже вполне самостоятельно. Идея этой большой абстракции с названием странствия души, появилась в процессе осмысления разнообразных учений о душе после исследования некоторых вопросов философии, религии и прочего, как раз на контрасте с телесным. И мне сейчас кажется, что грань, между духовным и телесным она ярко выражена, это остро чувствуется.
Мне бы хотелось эту остроту чувствования, размеренности, сосуществования и в то же время этих сгустков энергетических событий, передать, через эту абстрактную композицию, через абстрактные формы, в которых можно ассоциативно можно увидеть ритм негативных и позитивных переживаний, и трансформации, разнообразные духовные и душевные и цикличность душевной природы и пути всей души. Каждый, наверно увидит своё. Но расскажу, как шла мысль моя, и как она преобразовалась в эту материальную форму, как она вылилась в эту работу.
Абстрактный фриз, так же как и фигуративный, в длину двенадцать метров; в высоту 1 метр 70 сантиметров - примерно средний рост человека. 12 - число взято неспроста, это сакральное число, это символ гармонии мира, символ совершенства. Поэтому в моей работе душа проходит 12 метров - 12 колен - 12 этапов, как единый цикл всего происходящего, соответственно, эти округлые образы в начале и в конце они задают начало и конец и одновременно цикличность всего происходящего. Если идти вдоль работы медленно, не торопясь, то можно пройти этот путь души от начала до конца и вернуться снова или зациклиться и проходить его снова и снова, как бессмертная душа проходит этапы развития, становления и так далее.
Во многих религиях, во многих исторических эпохах число 12 фигурирует как одно из самых важных, это и символ небесного иерусалима в христианстве, это и небесное число в шумере, это и греческий пантеон из 12 богов, 12 планет, 12 знаков зодиака, 12 месяцев в году, 12 постоянно появляется. Это число не простое удивительной энергетической силы и символически наполненное, поэтому 12 метров чистой абстракции - это такая ещё душевная чистка меня как художника и для зрителя, который будет смотреть на эту работу. Опять же можно вспомнить поэму Блока «Двенадцать», которая пытается разгадать высший священный смысл всего происходящего и переосмысление событий прошлого и будущего. Возможно, я делаю тоже, только в графической интерпретации, в таком материальном виде.
Что такое душа? Душа - это бессмертная субстанция. В ней выражена божественная природа человека, сущность человека, все его качества, способность ощущать, мыслить, создавать, осознавать вообще происходящее, его чувства и мысли. Всё это не материальное собрано в этом понятии. И разделяя в контексте дуалистической теории тело и дух, право и лево, образ абстрактный и фигуративный, конкретно в этом выставочном проекте всё это складывается в единое целое.
То есть воспринимать абстракцию - как душевную символику, и фигуратив - как символику тела и материального мира будет очень легко и просто. Образы, которые применимы в абстракции и формы, которые я здесь использую, конечно, тоже напоминают о движении, перерождении, пластики, трансформации. Сам символ круга и гармонии, символ законченности, самодостаточности, ясности, появляется здесь неоднократно и во многих произведениях искусства, душа тоже изображается в форме круга, в форме шара.
Приближена к геометрически правильной форме, поэтому этот знак я использую в своей работе. Ритмика сложных чёрных и разряжённых белых даёт воздух и благодаря этому формы округлые, формы ритмичные, формы вытянутые, угловатые, как бы плавают в этом облаке белом. И благодаря этому создаётся эффект движения, эффект изменчивости и такого сложного пути, сложного путешествия из блока в блок из формы в форму, из одного состояния в другое. Мне кажется, как раз через этот графический язык, идея путешествия, идея странствия, идея перерождения она прочитывается максимально просто, сильно, и интересно.
Чисто технически над работой пришлось потрудиться в течении больше трёх месяцев. Выполнена она в живописных техниках, если присмотреться, там можно увидеть много фактур и текстур самых разнообразных. Писалась она многослойно, накладывая слой на слой, вводя нужные решения по состоянию текстуры и фактуры, тональности и прочего. Поэтому интересно её разглядывать и на расстоянии, видя общую композицию и близко подходя, рассматривая работу по фрагментам.
К сожалению, выставить её полноценно, в том неизменном виде, в котором она должна быть на ближайшей выставке в Екатеринбурге, не получится чисто технически, потому, что помещение чуть меньше по размеру, чем предполагалось, будет показан только фрагмент всей работы 9 метров из 12, но даже по фрагменту вся идея будет читаться хорошо. Я постаралась сделать так, чтобы не потерять общее состояние, общий настрой, общее решение, композиционное и идейное всего полотна.
Поэтому, посмотреть её непременно нужно вживую, фотография совершенно не передаёт тонкость моделировки отдельных её частей. Не видно на фотографии общего состояния, общей погружённости в мир абстракций, мир нематериальных форм и идей и путешествовать душе будет комфортнее вживую, поэтому приглашаю на открытие моей выставки она будет проходить в Екатеринбурге, в галерее «Кирпичи», ул. Добролюбова 2б (Центр, Малышева/Добролюбова, рядом с Limerance Fashion Center), с 1 по 31 мая (2022г.) и там будет много ещё что интересного ( https://vk.com/artkirpichi ).
Если вам понравилась статья, сделайте следующее:
1. Поставьте "Лайк".
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.