Серия Ренессанс задумывалась очень тяжело. И в эскизах рождалось тоже непросто.
Так как я занимаюсь высокой печатью, делаю гравюру резцом на линолеуме или дереве, где изображение выявляется от чёрного к белому (белые штрихи по тёмному фону), то так или иначе мне приходили в голову мысли о том, что все в жизни появляется из темноты.
Так рождается гравюра, так рождается каждый лист: из пустого черного к объемному белому через множество серых оттенков. Так и в реальной жизни свет выявляет форму. Свет дает жизнь предметам. Свет делает их такими, какими мы их воспринимаем визуально и эмоционально. Из тени, при помощи света, проявляется часть изображения — силуэты, формы, объемы, пространства. Свет главный герой произведения искусства. Свет главный герой жизни вообще. Поэтому в любой работе художника он основной участник.
Если обращаться к творческому наследию, от которого я лично беру вдохновение, то легко сопоставить эту серию с работами немецких экспрессионистов, советских художников, на которых это направление повлияло. Здесь много отсылок к моей любимой Кете Кольвиц, к Фрицу Блейлю, Эмилю Нольде. К Нольде особенно: если внимательно смотреть на его работы, в которых отражена тема маски, можно найти конкретные стилевые приёмы.
Здесь, в моей серии, это чуть ли не цитаты вышеперечисленных художников. Кроме того, я многое взяла от изобразительного авторского языка российских, советских художников - это Николай Куприянов, Павел Филонов - именно те мастера, которые используют пятно как средство выразительности.
И это пятно, как правило, темное, из которого происходят, при помощи освещения, характерные черты, формы, узнаваемые объекты. И наоборот, когда белый свет, гасит, глушит все вокруг, оставляя темный остов персонажей или предметов – внутри лаконичного чёрного силуэта появляются выразительные серые, состоящие из штрихов или текстур пятна.
В серии «Ренессанс» мне хотелось сохранить пустые черные пространства – фоны и части изображения, как напоминание о том, как физически решается гравюра из доски, выкрашенной в черный, чтобы было удобнее видеть проступающие выгравированные участки.
Обычно в классической гравюре не оставляют пустых плоских участков или минимизируют их количество. Но именно здесь мне хотелось именно на них акцентировать внимание, потому что благодаря им проступающие из темноты участки изображения выглядят как вырванные при помощи света от пламени свечи части формы и объёмы. И эти части, постепенно освещаясь все больше и больше, приобретает полноценное звучание и складываются в единую картину. То есть, благодаря постепенно усиливающемуся от листа к листу свету, лица становятся всё более ясными, образы оживают. Так от чёрного квадрата пустого листа до ярко освещённого портретного изображения вся серия работ складывается в единый гимн жизни и гармонии.
Если первый лист самый черный — это абсолютная пустота, то последний - это уже полноценный портрет хорошо проработанный, ясно воспринимаемый, со всеми градациями полутонов, объемов, удачно освещенный и вполне конкретный, очень близкий к реалистической манере изображения.
И как стакан наполовину полон или пуст, в зависимости от настроения смотрящего, эта серия может повернуться и другой стороной при обратной переэкспозиции: от белого к чёрному. Тогда это будет своеобразный реквием.
Но все-таки мне кажется, что в искусстве, как в старой сказке, всегда побеждает свет. Именно расположение листов последовательно от черного к белому более удачное, возрождение реалистического изображения из небытия самый интересный ход мысли и путь зрительского восприятия.
И надеюсь, что эта серия реализуется в полной мере, пусть не так быстро, как хотелось бы, потому что работа над ней достаточно трудоемкая, долгая по времени. Верю, что смогу показать её полностью в реальной оффлайн экспозиции.
Если вам понравилась статья, сделайте следующее:
1. Поставьте "Лайк".
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге, с указанием обратной активной ссылки.
3. Покупайте у нас гравюры Екатерины Крюковой.