Лермонтовская серия.

  Я говорю о Лермонтове с особым теплом, потому что с него многое, что началось в моей жизни.

 Это было самое большое моё школьное увлечение. Это увлечение постепенно переростало в большую любовь через чтение его стихов, через анализ их на уроках литературы, через подбор материала к внешкольной работе (дело в том, что еще в 8 классе школы я участвовала в научно-практической конференции со своими педагогом по литературе, Ниной Васильевной Тетериной).

  Темой для моего исследования стало творчество Лермонтова как поэта и художника. К тому моменту я уже закончила художественную школу и делала первые, пока ещё робкие, попытки реализовать себя через изобразительное творчество, через русский язык и литературу. И эта связь художественного и литературного в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова  меня особенно подкупила и была очень близка на том момент.

  Для работы над рефератом мне пришлось заниматься подбором картинок,чтением романов о Лермонтове и просмотром фильмы, которые на тот момент были доступны. Я перечла гору литературы, которая вообще была в доступе в городских библиотеках. С Лермонтовым я провела  достаточно много времени, возвращалась и после конференции, когда исследовательско-творческая работа была окончена, потому что он был такой точкой вдохновения: к нему можно было прийти, когда не хватает возможности для высказывания собственных мыслей.

Помимо текста реферата и документальных иллюстраций, я выполняла серию рисунков крупного формата, дополняющих и обогащающих выступление. Не всё задуманное  удавалось воплотить в силу возраста (мне помогал папа), но эта большая серьёзная работа стала  была теплой и творческой,  наполняла желанием творить. Это была возможностью переосмыслить то, что делалось до меня, и на основе этого создать что-то свое. И, наверное, тогда появились первые опыты в стихосложении и в прозе, Лермонтов вдохновлял очень сильно. Кроме того, в подростковом возрасте очень хорошо воспринимается его творчество. Контрастная противоречивость образа самого поэта, его душевные метания, которые отражены и в ритме стиха в композиции и в ювелирной изысканной прозе, этот юношеский максимализм, который сквозит буквально в каждой строчке, романтическая резкость ещё очень молодого человека -  идеальны для юношеского восприятия.

  И все это очень хорошо ложится на язык графики. Поэтому, возвращаться к теме через 20 с лишним лет, было легко и приятно. 15 октября 2024 года будет 210 лет Михаилу Юрьевичу Лермонтову – отличный повод отдать дань одному из любимейших писателей, так удачно препроводившему меня в мир творчества.

  Мне пришла идея выполнить серию тематических работ в графике, именно в технике печатной графики. Я сразу поняла, что это будет офорт, потому что такую детализацию, такое качество отработки, такую свободу в пластике руки при рисовании дает только офорт. Офортом я  занималась очень давно, больше 10 лет назад. И было не просто в плане техническом, но было легко в плане творческом: именно создать саму визуальную концепцию картинок, точно подобрать формат, задать изобразительный язык, сформировать композицию каждого листа и серии в целом. И сделать то, что хотелось сделать.

  Очень быстро нашлась идея самой серии.

  Почти сразу я поняла, что это будет триптих, объединяющий 2 творческих полюса большого мастера, Михаила Юрьевича Лермонтова. Непременно нужно было портретное изображение, как центральный элемент работы. А вот с портретами Лермонтова очень большая и непростая история: их не так уж и много, но они все очень разные, и даже по описанию современников, друзей и знакомых, внешность Лермонтова очень разнопланова, в зависимости от восприятия.

  Разные люди описывают черты его лица и выражение с точностью до наоборот. Воссоздать визуальный облик поэта  - это интересная задача по крайней мере для меня, как для художника, который работает в жанре портрета.

  Я начала изучать материал. Я всегда очень старательно готовлюсь, прежде чем что-то сделать. Собираю данные, начитываю, изучаю первоисточники, прежде чем браться даже за эскизы. И в этом случае пришлось перелопатить много всего: что-то вспомнилось, что-то было открытием. Я прочла массу литературы: от писем и воспоминаний до критики и документальной академической литературы, связанной с анализом произведений художника, с его жизнью непосредственно и особенностями творчества. Перечитывались отдельные поэмы и стихи, прозаические произведения самого Лермонтова - мне нужен был его голос.

  Мне нужен был его язык для того, чтобы вплести все это в канву изобразительного языка, который будет выражать идею произведения, который будет мне помогать. Должна была появиться некоторая легкость и свобода в стилистике форм, которую я попыталась широтой штриха и пустыми пространствами в листе, градиентными растяжками цвета и тона и свободными рисующими линиями. Мне хотелось выразить романтическую порывистость, характерную для поэзии Лермонтова, посредством легкого штриха, эмоционального, а не академического.

  При этом я попыталась сохранить ясность и соответствие теме в интерпретации, то есть работала без излишней стилизации в самом рисунке. Это особенно важно для изображения рук и голов персонажей. Всё это находилось в подготовительных рисунках, а потом и в гравировании самих досок.

  При работе над изображением фигур людей, пластических образов, связанных с творчеством Лермонтова, были мною были пересмотрены всевозможные фильмы о нём, художественные, документальные, пришлось повозиться и с фотоматериалом, особенно это касалось портретных изображений: от канонических и до тех, что делают современные художники. Мне нужно было напитаться, прежде чем интерпретировать образ Лермонтова по-своему.

  Работа строилась, как всегда, последовательно - от эскизирования, то есть сначала придумывалась концепт всей серии. Отрисовывались основные движения, композиция, масса фигур. Затем, я занималась прорисовкой лица самого главного героя и потом, уже отдельно, на увеличенном формате отрисовывала сюжеты, которые будут переноситься в материал.

  Подробные эскизные рисунки были уменьшены в 4 раза больше чем потом гравировались в доске. Потребовалось достаточно много времени, чтобы вспомнить технику офорта, чтобы подготовиться инструментально, но все получилось хорошо. Я проделала эту работу в удовольствие и с приятными эмоциями и мыслями в голове.

  Гравировка шла слоями. Помимо травленного штриха (то, что выглядит черными линиями в готовых работах), я использовала еще травление пятном. Для этого в несколько слоев наносила битумный лак. В несколько слоев происходило травление для того, чтобы добиться серых пятен разного качества.

  Были небольшие сложности с печатью, особенно первых пробных оттисков. Долго подбиралось качество краски и бумаги, но все в итоге сложилось хорошо.

  Я считаю, что получилось и традиционно и ново одновременно. Серия меня устроила технически. Изначально была идея сделать цветовую подкраску офортов для того, чтобы расставить акценты в работах более ярко, более эмоционально, но от этой идеи все-таки отказалась. Цветная печатная подкладка под рисующую доску сохранила лирику, романтику и ясность мысли, которые так присущи самому Лермонтову, и, вместе с тем, освежила аскетичный рисунок.

  Для меня эта работа стала отправной точкой в дальнейшем исследовании техники форта. Ну и некоторая точка завершения работы над темой. Я очень рада, что все так сложилось и очень благодарна вселенной за то, что юношеское вдохновение возвращается на определенном этапе.

  Это очень важно для художника, понимать насколько ты изменился за прошедшие годы, насколько ты остался интересен самому себе.